ИсторияМестаПопали в историю

Как вечно меняется вечно живой 

К 150-летию Ленина событием стала петербургская выставка в арт-пространстве «ДК Громов» с говорящим названием «И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством». Ее создатели – коллекционер Игорь Суханов и художник Александр Дашевскийпроследили трансформации, которые происходят с образом Ленина от революции до нашей сегодняшней эволюции. В экспозиции около 350 художественных работ. Выставка открылась в апреле, после перерыва на карантин снова работает.  

 

Текст: Михаил Борисов 

 

Однажды в одной из галерей коллекционер Игорь Суханов увидел работу томской художницы Наташи Юдиной «Ленин в зимнем уборе». Меховой белоснежный Ленин в прозрачном кубе зарифмовался с «Бриллиантовым черепом» Дэмиена Хёрста.  Игорь заказал работу для собственной коллекции, а затем в нем взыграл собирательский драйв. И он обратился к художнику Александру Дашевскому. За три месяца интенсивной собирательской деятельности сложилась выставка.  

 

Хаим Сокол 

Хаим Сокол

Название выставки цитата из воспоминаний Луначарского. Первая русская революция. Ленин приезжает из Женевы в Петербург и живет на Лиговке в квартире Дмитрия Лещенко, секретаря большевистских газет. Он, кстати, автор снимка для поддельных документов, на котором Ленин в гриме, парике и кепке для конспирации. 

У Лещенко хранится коллекция альбомов по искусству, и однажды, проведя бессонную ночь за их разглядыванием, Ленин произносит: «Какая увлекательная область история искусства! Сколько здесь работы для коммуниста! Вчера до утра не мог заснуть, все рассматривал одну книгу за другой. И досадно мне стало, что у меня не было и не будет времени заняться искусством».  

Зато искусство до сих пор им с интересом занимается.

Да вы шутник, батенька! 

Ленин до 17-го года частый персонаж карикатур. «Мыши хоронят кота» – так реагирует революционер Пантелеймон Лепешинский на раскол партии в 1903 году. Ленин, по свидетельствам, хохочет в ответ. Ленин как Иуда, получающий сребреники, в таком сюжете изображает лидера большевиков Виктор Дени в предреволюционные дни 17-го.  

Первый живописный портрет Ленина политотдел Красной Армии заказывает в 1918 Николаю Фешину. Напряженный поворот, импрессионистичный прищур, рыжий клок волос над лысеющим черепом, нервные тонкие пальцы.  

Николай Томский  

Николай Томский

Памятники Ленину появляются еще при его жизни. В 1919 запускается промышленное производство бюстов. Живописать вождя мирового пролетариата в Кремль приглашаются известные художники.  

Натан Альтман спустя годы рассказывал одному их коллег: «Целый месяц в кабинете его рабочем проторчал. От свиста одурел! – Какого свиста? – Да он арии свистел, не умолкая». Карандашные рисунки Альтмана вышли отдельным альбомом, за скульптурный портрет вождя он награжден медалью Парижской выставки 1925 года.  

Юрий Анненков в мемуарах припомнит слова Ленина: «Я – жертва нашей партии, она заставляет меня позировать художникам. Я, знаете, в искусстве не силен, искусство для меня, это… что-то вроде интеллектуальной слепой кишки, и когда его пропагандная роль, необходимая нам, будет сыграна, мы его – дзык, дзык! – вырежем. За ненужностью». Когда Анненкова позовут писать Ленина в гробу, он откажется, «Рабочих у гроба Ленина» напишет Петров-Водкин. 

Матерый человечище с бревном  

На выставке представлена посмертная маска Ленина. Она послужит матрицей для производства сакрального, божественного, неподсудного образа. Стране надо было много Лениных, очень много. На натурщиков, имевших сходство с вождем, был большой спрос. Но однажды Крупская не узнала мужа на полотне, и был введен запрет на двойников.  

Ленин становится мифом. Образец его мифических превращений история с бревном на субботнике. Первоисточник – фотография неважного качества, на ней Ильич помогает красноармейцам и слегка поддерживает бревно сзади. Картина Михаила Соколова  написана в 1927 году и не отклоняется от фотографии. Художник Виктор Иванов передвигает Ленина вперед, поднимает ему голову – Ленин рулевой, розовощекий, поздоровевший. На картине Петра Васильева Ленин тащит бревно без помощи красноармейцев. Дмитрий Налбандян в сюжете оставляет Ленина один на один с бревном.  

Он был эталонной фигурой, на которую недостатки строя не распространялись. Большая часть представленных на выставке произведений выполнена от души из сердечного к нему отношения. Очистить Ленина от наносной шелухи одна из важных тенденций внутри советского искусства. Серия графических работ дуэта Давид Боровский – Марк Клионский «Наш Ильич» 1958 года – гордость коллекции «ДК Громов». Ильич там какой-то удивительно человечный. 

А ленинская советская графика – «Мы пойдем другим путем», «Встреча Ленина с крестьянами в Горках» – неожиданно обнаруживает типологическое родство с постсоветской мистификацией, где Ленин ловит в окне Керенского в женском платье. 

Наш Ильич от гриба до мема 

Но вот уже Ленин-рахит Константина Симуна с лампочкой в руке ведет к абсурдной цели. А сухой концептуализм Владимира Козина фиксирует: Ленин – это мышеловка. 

Владимир Козин

Владимир Козин

На выставке присутствует в оригинальном виде знаменитая телепередача «Ленин-гриб». В разгар гласности и перестройки музыкант Сергей Курехин сообщил, что Ленин в огромных количествах поедал галлюциногенные грибы, в результате сам превратился в гриб.  

От постсоветского ленинского мифа один шаг до Ленина-знака. Классик соц-арта Александр Косолапов выводит его образ из идеологических рамок, уравнивает в правах с кока-колой.

Маяна Насыбуллова

Маяна Насыбуллова

Сегодняшний Ильич редуцирован до уровня медийного мема, обслуживающего индустрию постсоветского юмора. Он оборачивается зайчиком, сливаясь со снежным видом на Кремль, Микки-Маусом, Фантомасом, Джокером. Он может быть мухобойкой, матрешкой, иконкой на экране компьютера, желтой уточкой. Дедушка Ленин украшает новогоднюю елку, Ленин как том собрания сочинений, Ленин пиксельный. Он до сих пор «как рентген, просвечивает нас» (Андрей Вознесенский).

Маршрут Ленина в «Громове» показательный: от живого персонажа – через икону, символ, миф – к знаку, пикселю. Это универсальный путь, который проделывают культовые исторические фигуры.  

Андрей Люблинский

Андрей Люблинский

 

Ленин и Теперь  

Во время карантина на выставке проходили беседы по зуму о значении Ленина для сегодняшней истории, философии, искусства и даже компьютерных игр. Автор программы «Ленин и Теперь» –  арт-директор «ДК Громов» Дмитрий Мильков.  

Лев Данилкин, писатель: 

Ленин – это история абсолютного успеха. Человек, который в конце 16-го года и начале 17-го был 46-летним немолодым безработным, который сидел без денег и без перспективы в дыре и через несколько месяцев оказался руководителем крупнейшего государства, выиграл гражданскую войну…  

Кирилл Александров, историк:  

Я считаю, что у Ленина не получилось ничего. Главная его задача заключалась в том, чтобы создать нового человека, причем эксперимент был задуман в масштабе всего земного шара. Кончилось все по историческим меркам в ничтожно короткий срок, и государство, которое создал Ленин, не просуществовало и 70 лет после его смерти. 

Александр Ленкевич, культуролог:  

Показательны игры, где Ленин является прямым персонажем, основополагающим знаком. Я бы предложил поиграть в Цивилизацию, в мод 5, за российскую фракцию под руководством Ленина, за Красную Россию. Вы будете управлять целым государством, выстраивать дипломатические связи, с кем-то воевать, с кем-то дружить. Это медитативная игра, как шахматы, и можно делать по ходу в месяц. Главное, не нужно воспринимать это серьезно. 

Александр Дашевский, художник: 

Образ Ленина предмет внимания и тревоги, часть истории и, возможно, будущего, от которого можно ожидать перемен и мощных движений.  


 

 

Предыдущая статья

Петербургская Капелла. Взгляд изнутри

Следующая статья

Кино под звездами на Невском