АфишаНовости

Комедия «Лжец» в ТЮЗе премьера

Комедия «Лжец» в ТЮЗе. В ТЮЗе – третий премьерный спектакль с начала года.

Текст: Галина Сергеева

В ТЮЗе – третий премьерный спектакль с начала года. В январе Денис Хуснияров представил свое видение Чеховского «Иванова». В феврале Андрей Слепухин показал спектакль «Время и место», посвященный 100-летней истории театра. А 29 апреля итальянский режиссер Ферруччо Меризи покажет свою версию комедии «Лжец» по пьесе Карло Гольдони. Журналу «На Невском» стало любопытно: как в роли лгуна чувствует себя актер Дмитрий Ткаченко.

Комедия «Лжец» в ТЮЗе. Остап Бендер или Дон Жуан?

Кто ты, маска?

«Лжец» – одна из лучших пьес Гольдони, написанная в 1750 году. А писать пьесы он был мастер. Однажды Карло поспорил с друзьями, что напишет за год 16 пьес, и сделал это с присущими ему мастерством и изяществом. Гольдони сохраняет в своей драматургии традиции народной итальянской комедии дель арте. Для этого жанра характерны персонажи с яркими характерами, большинство из них нам знакомы: Арлекин, Панталоне, Бригетта, Коломбина. Комедия дель арте – это комедия положений, поэтому маска здесь – обязательный атрибут. Исполнитель главной роли Лелио актер ТЮЗа Дмитрий Ткаченко считает, что комедия положений – жанр слишком легкий и от этого тяжело дается русским актерам. Вот такой парадокс.

 Наша школа опирается на систему Станиславского, на психологический театр. А в комедии положений герои попадают в нелепые и забавные ситуации, из которых потом выпутываются, отчего зрителям становится смешно. В первую очередь, конечно, мы стремимся воплотить то, что задумал режиссер. Помогали нам и актрисы его труппы, и итальянские мастера, сделавшие маски.

 

Русско-итальянская команда

Ферруччо Меризи – директор экспериментальной актёрской школы, писатель, театральный педагог, руководитель международного театрального фестиваля «Странствующий Арлекин». У режиссера русская супруга, она же актриса его театра. На первых порах она выступала переводчиком между режиссером и актерами. Находясь в контексте и итальянской, и русской культуры, очень помогла находить взаимопонимание, она же адаптировала текст, с которым поработал режиссер, внеся свои правки. Потом супруга вернулась в Италию, а репетиции продолжились с переводчиками. Иногда для ускорения процесса актеры и режиссер переходят на английский. Художник по костюмам из Италии Элеттра Дель Мистро создала костюмы, отвечающие жанру комедии дель арте. В том числе и для главного героя.

 

Комедия «Лжец» в ТЮЗе

Что же хочет режиссер?

 — Конечно, Лелио — это собирательный образ. Как бы его охарактеризовать… безобидный аферист, что ли. Он много сочиняет, выдумывает, но делает это очень обаятельно. Вся его ложь не преследует каких-то корыстных выгод, нет, это его образ жизни. Он не считает, что лжет – он просто существует внутри остроумной выдумки. Таким образом он, наверное, раскрашивает свою жизнь. По сути, это синтез Остапа Бендера и Дон Жуана. Жаждет все время новых приключений, пользуется своей молодостью, красотой, играет на женских слабостях. Сам очень падок на женщин, в любой найдет красоту и притягательность, даже в служанке. Для Лелио не составит труда прикинуться неаполитанским вельможей, потому что он 20 лет жил и учился в Неаполе. Он промотал наследство от дяди и отца, обманул в Риме барышню, женился на ней, взял приданое, а затем бросил.

 

Комедия комедией, а если серьезно?

Режиссер Ферруччо Меризи считает, что у масок есть необычная способность «видеть» больше, чем видим мы с вами. Они обладают невероятной способностью рассмешить, даже на репетиционной площадке.

— Горячий, как у всех итальянцев, темперамент Ферруччо только помогает в репетициях. Поскольку он сам актер, он много показывает, и так у него все это получается обаятельно! Мы уже понимаем многие итальянские слова и ругательства, но даже ругается он обаятельно, красиво, по-итальянски. Актерам всегда идет навстречу, с ним легко работать. Одним словом, происходит взаимный обмен энергиями. Случилась магия взаимопонимания.  

Маски специально для ТЮЗовского спектакля готовились итальянскими мастерами. Лючия Дзагет и Джулия Колусси приезжали в театр и взяли слепки с лиц актеров, играющих характерные роли. Правда, в пьесе есть персонажи, которые масок не носят, на их лицах специальный грим. Пластика персонажей – особе мастерство. Актрисы театра, которым руководит Ферруччо Меризи, проводили мастер-классы по сценическому движению.

Комедия комедией, но звучит в пьесе, творчески переработанной режиссером, и серьезный вопрос: а что есть правда и как она воспринимается обществом? Финал знаменитой пьесы Гольдони тоже изменен. В нем есть обращение к людям, очень интересно, как на это отреагирует российский зритель. «Оправдает ли он моего персонажа? Интересно проверить», — заключает Дмитрий Ткаченко.

Ждать недолго, премьера Комедия «Лжец» в ТЮЗе, состоится 29 апреля в 19 часов.

 В представлении заняты: Дмитрий Ткаченко, Алиса Золоткова, Виталий Кононов, Владимир Чернышов, Радик Галиуллин, Артемий Веселов, Кузьма Стомаченко, Анна Мигицко, Никита Остриков, Оксана Глушкова, Кирилл Таскин, Илья Божедомов, Ирина Волкова.

 

Новости культуры : по ссылке…

Предыдущая статья

LOENGREEN 6 мая концерт. Биржевая линия, 12

Следующая статья

"Нотр Дам де Пари. Ромео и Джульетта" 12 мая