КультураСобытия

Театр «Пушкинская школа» стоит особняком

Есть на Фонтанке небольшой особняк, известный как Дом Кочневой. Ничем особо не примечательный внешне, внутри он хранит аутентичные интерьеры начала XIX века. Анфилада небольших парадных залов располагает к тому, чтобы устраивать в них камерные музыкальные вечера или ставить классические театральные спектакли. Так и есть, в особняке находятся Петербург-концерт и молодой театр «Пушкинская школа», который создал поэт, прозаик, пушкинист Владимир Рецептер. С ведущим актером этого театра Денисом Волковым встретился журнал «На Невском».

Текст: Галина Сергеева

За зайцем погонишься – в театральный вуз попадешь
Театр «Пушкинская школа» появился на свет как еще один способ изучения творчества поэта. Но разве Пушкин не изучен вдоль и поперек?

– Оказалось, что нет. По крайне мере, Владимир Эммануилович заставляет нас в этом убеждаться снова и снова. Когда читаешь книги Рецептера, узнаешь, например, что Пушкин сам для себя проигрывал сценки из собственных пьес, что он глубоко понимал природу актерского мастерства.

А как вы поняли, что именно актерское мастерство – ваше призвание?

– Я родом из Людиново Калужской области. В восьмидесятые, как многие, увлекался русским роком, играл на бас-гитаре, портил новые джинсы лихими разрезами и надписями на английском. Однажды в школьной постановке сыграл Волка, мне дали эту роль из-за фамилии. Сделал из тетрадного листа большую папиросу, как в «Ну, погоди!», и что-то с ней изображал. В результате меня позвали выступать на школьных театральных соревнованиях. Потом уехал в Орел и поступил в Институт культуры.

И как оказались в Петербурге?

– Меня будто что-то вело по этой дороге. Что-то потустороннее. В конце второго курса одна наша студентка объявила, что у нее есть где остановиться в Петербурге, и пригласила желающих поехать поступать в театральный. Я долго не мог решиться, не верил в свои способности. Однажды ночью проснулся в холодном поту от кошмара. Побежал к соседям по общежитию искать сонник.

Сонник в студенческом общежитии?

– Ну да, и у ребят он нашелся! Я был уверен, что этот сон очень важен, я и по сей день его помню. Толкование сводилось к тому, что мне предстоит решение какой-то большой проблемы. В тот же день я позвонил маме и сообщил, что еду поступать в Петербург. Самое интересное, что та девушка, которая подбила меня покорять Петербург, сама тогда никуда не поехала. Мы отправились в путь с другой однокурсницей. Прямо с вокзала добрались до Моховой. И здесь произошла еще одна удивительная история. Было раннее утро, приемная комиссия еще не работала. Какая-то женщина интеллигентного вида подергала дверь: «А что, еще закрыто?» Я решил, что она здесь работает, и спросил, дают ли абитуриентам общежитие. Она ответила, что, кажется, дают только с 1 июля, а на дворе было 24 июня. «Но если что, приезжайте ко мне, вот номер моего телефона».

Незнакомая женщина?

– Ну да. Я записал номер телефона на бумажке, мобильных-то тогда еще не было. Общежитие действительно открывалось 1 июля. Жить было негде, снимать жилье не на что, и я решился позвонить по телефону с бумажки. Звоню из телефона-автомата, женщина говорит: «Да, конечно, приезжайте». Потом выяснилось, что она не имеет никакого отношения к институту, просто ее сын поступал на актерское отделение, не прошел и поехал в Москву. Так что мы с однокурсницей совершенно бесплатно прожили около месяца в квартире будущего коллеги. Таких волшебных историй у меня было много.

Путь на петербургскую сцену был мистическим

Путь на петербургскую сцену был мистическим

Веревка с колокольчиками научит выражаться
Вы целенаправленно поступали к Рецептеру?

– Нет, подавал заявление сразу к трем мастерам, как и все. Большинство из нас еще не знали, какой величины это человек, разве что некоторые были знакомы с ролями Владимира Эммануиловича в БДТ. В тот год он набирал курс «для себя», с углубленным изучением творчества Пушкина. Конкурс был серьезный, 150 человек на место. На наш курс приняли 37 человек. А в 2006 году из выпускников нашего курса был создан театр-студия «Пушкинская школа», с тех пор и началась наша история.

В вашем театре есть какая-то главная режиссерская фишка?

– Это школа, а не фишка, фишками пусть балуются другие. Рецептер все время подчеркивает: я не говорю вам, как играть, я говорю – что. Главное для него – выражение смыслов через слово, так что выразительность речи стоит на одном из первых мест. В одной из передач «Что? Где? Когда» в качестве вопроса выступала веревка с колокольчиками. Знатоки не ответили, в каких учебных заведениях использовали это приспособление в 18-м веке. А правильный ответ такой: для обучения артистов. Веревку оборачивали вокруг тела актера, и он должен был все страсти, все эмоции передать только через интонацию, и чтобы ни один колокольчик не зазвенел. Я бы это упражнение вернул в театральные институты. Чтобы актер без жестикуляции, не помогая себе телом, только через речь мог выразить чувства. «Учитесь сдержанности, которая придает всему стройность», – так Гамлет советовал уличным актерам.

Гамлет – ваша любимая роль?

– Да, одна из любимых. Но мне нравится и Скапен. В разных ролях мы вытаскиваем из глубины себя разные вещи. «Как стать артистом, или Другое „я”»  — так называется и учебник, который Рецептер готовит к изданию. Если бы в молодости мне предложили сыграть Гамлета, я бы отказался. Просто потому, что еще не был готов, не понял что-то важное. Потом в моей жизни произошло серьезное событие, и я на интуитивном уровне почувствовал, что мне эта роль просто необходима. И снова будто кто-то вмешался. В один из тяжелых для меня дней Рецептер сказал: будем ставить «Гамлета». Мне досталась главная роль, и это помогло пережить непростой период, разобраться в собственных чувствах.

Гамлет пришел на помощь Денису Волкову

Гамлет пришел на помощь Денису Волкову

– А почему «Пушкинская школа» ставит не только Пушкина?

– Мы играем и тех авторов, у кого он учился, и тех, кто учился у него. У нас идут Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, Гоголь и так далее. Но вы больше не найдете театра, где поставлено столько спектаклей по Александру Сергеевичу. Я специально подсчитал: в текущем репертуаре у нас их 12. Это и есть театральное собрание сочинений Пушкина.

И всюду страсти роковые, и от звонков защиты нет
– Когда вместо обычной сцены анфилада залов, зритель выступает в качестве партнера?

– Почти во всех спектаклях. Мы часто обращаемся с репликами прямо в зал – за поддержкой, соучастием, оценкой. Помню, когда в одной из постановок герой поступил подло, из зала донесся голос школьницы: «Вот гад!» А в спектакле «Плутни Скапена» одного из героев заставляли встать на колени и покаяться за проделки. Тут из первого ряда славный такой старичок проговорил: «Вставай, милок, ничего, ничего».

Плутни Скапена очень нравятся публике

Плутни Скапена очень нравятся публике

Иногда приходится импровизировать. Вот представьте себе: во время спектакля «Хроники времен Бориса Годунова» громко звонит телефон, а зрительница, волнуясь, никак не может его выключить. Играть совершенно невозможно. Тогда я делаю выразительный щелчок пальцами, и все актеры, поняв мою задумку, замирают в принятых до этого позах. Бегу к пунцовой от смущения зрительницы, выхватываю мобильник, выбегаю на сцену, мчусь через несколько залов, прячу телефон в самом дальнем из них, несусь обратно, снова щелкаю пальцами. Актеры «оживают», действие продолжается.

– Вы лауреат театральной премии «Прорыв», вам предлагали и съемки, и переезд в Москву. Что держит вас здесь?

– Для меня наш театр – как дом. Я люблю в одиночестве готовиться к роли именно в этой аудитории, где мы студентами изучали актерское мастерство и где мы с вами сейчас разговариваем. Расставить стулья, пообщаться с ними…

– Со стульями? Представляете, что на них кто-то сидит?

– Ну конечно, пытаюсь предугадать реакцию зрителей на ту или иную реплику. Сейчас мы репетируем онлайн, и это для меня очень сложно. На недавней премьере столкнулись с тем, что тело отстает, отвыкает работать со всем актерским существом. Стоишь, как голый, ощущая неловкость. С другой стороны, есть в онлайн-репетициях и положительный момент. Пресловутое публичное одиночество дается легче. А учиться мастерству нужно всю жизнь: я до сих пор не считаю свое актерское образование законченным.

P.S. от журнала «На Невском»

Премьера, о которой упомянул Денис Волков, это театральная версия поэмы Пушкина «Цыганы». В феврале в Доме Кочневой будет показан еще один новый спектакль – «Конец Казановы» Марины Цветаевой.

Предыдущая статья

Серебряные катки

Следующая статья

Жемчужина Восточной Африки