Блоги #NaNevskom

Лебеди и дзен

Текст и фото: Марина Гончарова

Текст и фото:
Марина Гончарова

Интересное перетекание одной культуры в другую – японский фотограф снимает как европеец, американский, фотограф, живущий тридцать лет в Японии, снимает как японец. Акира Утияма и Питер Миллер составили динамическую пару для экспозиции в МСИ «Эрарта». Один увлекается лебедями, другой – дзеном.

Лебеди
Акира Утияма, один из самых известных японских арт-фотографов, до такой степени подсел на лебелиные съемки, что за пять лет сделал четыреста пятьдесят тысяч снимков. Снимает он наших русских белокрылых из Заполярья и с Камчатки, которые мигрируют осенью в Японию, а через полгода возвращаются на родной Север.
На озере Хето их очень любят. Кормят три раза в день за счет японского правительства, пересчитывают, больные и слабые живут там круглый год, дальних перелетов не совершают. С Камчатки прилетают крупные особи, а из Заполярья – мелкие. Еще русские утки из этих же регионов гостят на озере. Для всех птиц устроены кормушки, а для людей, которые приезжают их побаловать лакомствами, проложены дорожки и поставлены скамейки. Всем хорошо.
Фотографии Утиямы похожи на современную живопись акрилом, принты огромных форматов. Но бумагу для достижения этого эффекта он использует особую, покрытую специальным составом по традиционной японской технологии. Фотографа завораживают цикличные передвижения лебедей из России в Японию, из Японии в Россию. Лебедь одинаково связан со стихиями воздуха и воды, говорят, что птица жизни. Вот и выставка называется «Сияние жизни», так как еще лебедь ассоциируется с солнцем. И еще с блондинками.
В Японии, где нет своих лебедей и своих блондинок, а только русские (и те, и другие), символическое лебединое слабовато – они покровители охотников и приносители снега, просто по времени прилета этих сказочных птиц в японские приделы. Удивление японцев вызывает наша отечественная метафора «плывет как лебедушка», то есть сравнение русской красавицы с лебедем. Вот тут-то и вылезают уши разных национальных типов красоты. «Что в лебеде красивого? – говорят они. – Попа толстая». Именно. Как раз и есть русская красавица. А у японской красавицы конституция другая.
Кстати, с лебединой песней все запутано и мегаметафорично. Лебеди не поют никогда, а только шипят или трубные звуки издают, очарования это им не добавляет, поэтому лучше, когда они молчат. Лебединая песня – это про людей, и то, как правило, про гениальных. На фотографиях Утиямы как раз и запечатлена в большой степени мистическая, антропоморфная природа лебедей. Ну как Зевс с Ледой, вечный сюжет визуального искусства, из яйца вылупилась вероломная Елена Прекрасная, а с ней – Троянская война – до, вовремя и после, героический масштаб. Вот и выставка такая. По форме – европейская романтическая, а по содержанию – японская не романтическая.

Дзен
Американец Питер Миллер тридцать лет живет в Японии, вдохновляясь природой как бессмертным креативным импульсом. Живет в городе Камакура, куда в свое время дзен спустился из Непала через Китай, а затем ушел в Японию. Снимает он бесцельно, свободно и мимолетно, таким образом впадая в состояние медитации, скорее, все-таки состояние сатори, видимо, имманентное местности.
В качестве метода Миллер избрал технику фотогравюры, традицию глубокой печати, которой лет шестьсот. Эту технику характеризуют как одно из самых живых, утонченных и выразительных средств визуального искусства. Сам по себе процесс печати, где фотография – только основа, тоже похож на медитацию или сатори. Выставку свою фотограф так и назвал «Фотогравюра» и представил свои дзен-эксперименты за пятнадцать лет числом пятьдесят. В них нет документальности, а есть стремление «исследовать тайну повседневности» (Питер Миллер). И с этой выставкой – та же история: по форме она очень японская, а по содержанию – вполне себе в тенденции изобразительного американского искусства XX века.

Предыдущая статья

Спланируйте своё преображение по выгодным ценам!

Следующая статья

St. Petersburg International Boat Show 2018