История

О революции и любви

Недавно, в один из погожих дней, на Дворцовой площади прозвучал выстрел – на глазах у пары десятков прохожих был убит Урицкий. С этого рокового выстрела начался красный террор, а площадь была переименована в честь революционного «мученика». У арки Главного штаба снимали один из эпизодов 12-серийного фильма «Окрыленные».

Ничего не подозревающий Урицкий – абсолютно мирного вида человек с портфелем, больше похожий на скромного бухгалтера, чем на председателя петроградской ЧК, – выходит из автомобиля и проходит к Народному комиссариату внутренних дел Петрокоммуны, который в 1918 году был в Главном штабе. В вестибюле его поджидает эсер Леонид Каннегисер. А на площади бурлит толпа «из господ»…

Да, не самый эффектный эпизод. Ночью планировались съемки куда более эффектной сцены – штурм Зимнего дворца. Как заметил режиссер «Окрыленных» Игорь Копылов, это не будет похоже на то, что мы видели в «Октябре» Эйзенштейна и что большинство принимает за реальную хронику. Вообще, эффектного в «Окрыленных» будет много – и в силу исторических событий, и в силу подхода режиссера к материалу. Игорь Копылов – с теат-ральным образованием, поэтому снимает не «мыло», а настоящее кино с глубокими образами, используя образный, метафоричный язык. «В конце концов февральская революция произошла в первый день поста, а Ленин приехал на Пасху. Это исторический факт. И как к этому относиться?» Заметим, что в фильме есть реальная канва и есть воображаемая. Звучит загадочно, но расшифровывать у режиссера не стали, чтобы сохранить интригу.

Однако о сюжете. «Действие охватывает период времени с 1913 до 1921 год, отражая драматические события российской истории, ураганом пронесшиеся через судьбы людей и страны, оставив после себя для одних руины прошлого, для других – фундамент для новой жизни», – так написано в релизе фильма, который снимает кинокомпания «Триикс Медиа» по заказу Первого канала. За общими словами скрывается микс из судеб реальных исторических персонажей и вымышленных. Авторы фильма решили не идти по пути Пастернака, который в «Докторе Живаго» рассказал частную историю. Герои «Окрыленных» не только свидетели событий, которые перевернули мир, но и их участники. Для полноты картины персонажей взяли из разной среды. За дворянство отвечает юнкер Николаевского кавалерийского училища князь Сергей Двинский, который вначале не принимает революцию, а потом становится одним из самых кровавых красных командиров. В его судьбе, кстати, многие могут увидеть параллели с судьбой Тухачевского. Но по словам актера Милоша Биковича, которому довелось сыграть этого сложного персонажа, в то время было много похожих судеб. Из разночинцев – Софья Беккер (Ксения Лукьянчикова) из семьи обрусевших немцев, потомственных булочников и кондитеров, которая тоже станет иконой революции, пережив любовь к князю, погромы, погружение в пропитанный кокаином мир петербургской богемы. И, наконец, рабочий паренек Матвей (в его роли дебютирует вчерашний студент Григорий Некрасов), который начинает с подготовки покушения на царя, а заканчивает подготовкой покушения на Ленина.

«Весь революционный период действовали люди, которые были окрылены, – говорит Игорь Копылов, – крылья были разные: большие, маленькие, черные, белые, костлявые, кровавые, кому-то крылья подрезали, у кого-то опали перья, у кого-то, наоборот, эти самые крылья выросли. Прелесть прошлого в том, что окрылены идеями были если не все, то многие». По словам режиссера, им было интересно визуализировать идиомы, которые уже ничего не значат, заставить людей по-новому их прочувствовать. Самая расхожая – «брат на брата». В фильме есть история, в которой в буквальном смысле брат сходится с братом. «Сегодня, к счастью, мы имеем возможность рассказывать историю революции и Гражданской войны не с точки зрения коммунистической партии, как это было в советское время. Хочется попытаться понять, что думали не только красные, но и белые».

Елена Боброва

Предыдущая статья

Распад времени

Следующая статья

Город живых?