КультураСобытия

Назовем вещи своими именами

«Здесь могло быть ваше название» – такая необычная выставка проходит в «Мастерской Аникушина». При ближайшем рассмотрении корреспондента журнала «На Невском» она оказалась максимально интерактивной. Ведь современное искусство требует, чтобы с ним взаимодействовали по-современному.

Текст и фото: Роман Деренский

В экспозиции 30 работ современных петербургских скульпторов. Из стекла, металла, керамики, дерева. Есть даже скульптура, напечатанная на 3D-принтере.

Та самая скульптура, напечатанная на 3D-принтере

Та самая скульптура, напечатанная на 3D-принтере

Неожиданные формы приобретают столь же неожиданные смыслы. Понять замысел каждого автора посетителям предлагают самостоятельно, вступив с их работами в эмоциональный диалог. А потом обнародовать свою трактовку произведения современного искусства. Для этого рядом с каждой скульптурой находится QR-код. Сканируешь его – и попадаешь туда, где можно записать аудиосообщение на тему увиденного, послушать, что говорят об этом другие посетители, и узнать, как сами авторы комментируют свои работы. Журнал «На Невском» так и поступил. Но кое-что все же уточнил у куратора выставки Карины Жавлиевой.

Вирусы искусства

Вот, скажем, «Вирусы» Юлии Клоповой. Сначала они кажутся слишком однозначными и лобовыми в связи с пандемией. Но потом выясняется, что появились они еще до эпидемии коронавируса. Автор создала их из фарфора, в который внедрила другие материалы. А эти материалы  (например, стекловолокно или золото) являются «вирусами» для фарфора. Дальше действовать начала сама природа, деформируя скульптуру и создавая нечто новое – пугающе красивое.

Один из вирусов, но не ковидных

Один из вирусов, но не ковидных

Так же работает и Иван Зубарев – в технике гальванопластики. Он опускает свои творения в специальный раствор, благодаря которому они обрастают кораллами. И теряют в связи с этим черты лица, пропорции и анатомию. Но, по мнению автора, именно это отсутствие конкретного образа вызывает больше доверия у зрителей. Возможно.

Вот что творит с людьми современное искусство и гальванопластика

Вот что творит с людьми современное искусство и гальванопластика

Фарфоровые омоновцы белорусского скульптора Артем Максимова напоминают игрушечных солдатиков, стоящих рядом с чайным сервизом. Однако выглядят они зловеще, несмотря на красоту исполнения. Как будто предсказывают неприятности на акциях протеста. То ли в Белоруссии, то ли в России – какая разница.

Здесь могли написать про…

Сложносочиненная композиция Ирины Флерко «Ткань времени» состоит из гипса, цемента, ткани, строительной сетки и бумаги. Все это вторсырье, так как автор активно борется за экологичность в искусстве. Фигура прядильщицы отсылает к древнегреческим Мойрам, прядущим наши судьбы. Скульптура существует одновременно в двухмерном и трехмерном форматах. Она перетекает с белого планшета на стене (означающего некое начало) и тянется нитями (нити – время) в объемную скульптуру (материю, нашу жизнь).

Можно придумать и другие трактовки – все в ваших руках, а точнее – в головах. Кстати, свои отзывы о выставке посетители оставляют и в привычном (уже архаичном) письменном формате, прикрепив их к специальной сетке на стене. Здесь же собирают буклеты из отдельных страничек с описаниями произведений и забирают их себе на память.

Стена отзывов зовет

Стена отзывов зовет

«Мастерская Аникушина» – действительно бывшая мастерская знаменитого скульптора, а сейчас филиал Музея городской скульптуры. Выставка «Здесь могло быть ваше название» продлится там до ноября. Журнал «На Невском» уверен — она интересна людям любого возраста, включая детей. В «детской зоне» можно подобрать по цвету постамент для скульптур, поиграть со светом и тенью или составить свою арт-композицию. Причем занимаются этим с увлечением не только дети, но и взрослые.

Предыдущая статья

IP Orchestra: лучшее из мира рок-музыки

Следующая статья

«Писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно»