Персоны

Театр одного не актера

Мое знакомство с Дмитрием Чудиновым началось заочно – и с недоразумения. Приятель побывал на благотворительном спектакле и прислал мне запись. Постановка одноактной пьесы японского автора «Академия смеха» так мне понравилась, что я стала искать информацию об актерах. Одного нашла в Театре на Васильевском, второго среди актеров не оказалось. Приятель пояснил: это Чудинов, глава крупнейшего в России центра обучающих программ и меценат. Спектакли, в которых он участвует, собирают средства на помощь тяжелобольным детям.

Текст: Галина Сергеева  

Судьба свела нас в этом году. Был новый благотворительный спектакль, и была наша с Дмитрием Чудиновым беседа. 

С правом на надежду

Когда он впервые пришел в интернат, ребенок-калека забрался к нему на плечи, посмотрел в глаза и сказал: «Папа». Чудинов  неделю не мог отойти от шока. А потом начал свою персональную битву за никому не нужных больных детей.

Это произошло в 2000-м, когда он познакомился со слависткой из Германии Маргаретой фон дер Борх. Женщина из аристократической немецкой семьи опекала сотни детей с тяжелыми нарушениями развития, живущих в 4 корпусе Павловского детского дома-интерната. Четвертый корпус – самый обездоленный. Дети считались необучаемыми, занятий с ними не проводили, они лежали сутки напролет и смотрели в потолок.

«Наша социальная система совершенно не помогает семье справиться с появлением особого ребенка, – утверждает Чудинов. –  Как правило, сначала из семьи уходит отец, потом сходит с ума мать, ребенок остается с больной бабушкой, бабушка умирает, ребенок попадает в интернат».

Нужно было комплексно заниматься детьми, никогда не видевшими неба. Чудинов стал одним из учредителей и первым российским донором благотворительной организации «Перспективы». И развил бурную деятельность по привлечению к проблемам интерната бизнесменов. Вкладывал свои деньги и побуждал к пожертвованиям друзей.

До прихода попечителей из «Перспектив» в 4 корпусе Детского дома-интерната из 150 детей ежегодно умирало более 50-ти. Сегодня смертность снизилась до 6–7 детей в год. 

Тренинг для души

В бизнес он пришел в середине девяностых. Работал инженером по информации Ленинградского ЦНТИ в Инженерном замке, но, как и многим в то время, пришлось уйти на вольные хлеба. Проанализировав, что он умеет делать лучше всего, арендовал помещение и сосредоточился на организации обучающих семинаров.

С распадом СССР рассыпались всесоюзные институты информатики, системы повышения квалификации почти исчезли, а Чудинов с соратниками предложили рынку корпоративного обучения качественный продукт. К 1998 году он с удивлением обнаружил, что возглавляет самый крупный учебный центр страны в сфере последипломного образования. Семинары, конференции и мастер-классы ЦНТИ «Прогресс» ежегодно посещают 14–16 тысяч слушателей.

На вопрос, зачем ему благотворительность, Чудинов отвечает стихами Заболоцкого: «Душа обязана трудиться». И добавляет: «Благотворительность – это тренинг для души»

Журнал На Невском просит оставить сердечки (лайки) и подписаться в соц.сетях. Это вклад, который может сделать каждый!

Раздолье вместо интерната

Самое тяжелое для этих детей – муки душевные. Отсутствие внимания, человеческих связей. В Психоневрологическом интернете № 3, куда из Павловского детдома попадают подросшие дети-инвалиды, живет тысяча человек. Есть комнаты, где 20 подопечных обслуживает одна санитарка. Чудинов уверен: в сопровождении волонтеров они вполне способны проживать малыми группами по 3–5 человек в отдельной квартире или загородном доме. С интеграцией в общество.

Уникальный пилотный проект запущен в деревне Раздолье. В двухэтажном домике вместе с помощниками-волонтерами уже несколько лет живут семеро подопечных. На содержание каждого тратится приблизительно столько же денег, сколько в интернате, а качество жизни просто несопоставимо. Они сами ходят в магазин, работают в гончарной мастерской, общаются с местными жителями. А также проект поддерживает и духовно окормляет местный церковный приход.

Еще несколько таких групп живут в съемных или купленных на средства меценатов отдельных квартирах. При этом Чудинов действует по принципу: не надо брать на себя больше, чем можешь поднять.

«Это как в спорте. Привык к нагрузке – добавь еще чуть-чуть. Надо брать вес по силам, иначе надорвешься. А надорвался – значит, откатился в развитии назад».

Роль мецената на сцене и в жизни

Своих детей у Чудинова пятеро. Старшему 30, младшему 2 года, есть внучка. А еще он пишет книги, играет на гитаре, записывает музыку. И участвует в благотворительных спектаклях.

Его театр начался с новогоднего корпоратива. Перед новым 2006-м годом Чудинов сказал: сколько можно снимать дорогущие залы и, закусывая селедкой, смотреть, как выступают приглашенные актеры! И организовал театральный мини-фестиваль, в котором участвовали все подразделения компании. Тогда он и познакомился с режиссером Олегом Сологубовым. Вместе они создали МоёДТ (Малый олигархический ё-моёшный драматический театр). Театр стартовал спектаклем по пьесе Гришковца «Зима», где Дмитрий Игоревич играл одну из главных ролей. Пригласил друзей, объявив благородные цели.

«Я убеждал бизнесменов, что за 100 долларов можно спасти жизнь ребенку. Что меценатство дает больше, чем забирает. Оно греет душу, приносит удовольствие, которое ни на какие деньги не купишь. Да и высвечивает людей. Ты можешь быть уверен, что коллега-бизнесмен, побывавший на благотворительном спектакле и внесший вклад в покупку коляски для инвалида, никогда тебя и в бизнесе не предаст».

В какой-нибудь роли, не обязательно главной, Чудинов всегда выступает сам. Вместе с ним играют приглашенные актеры и кто-то из друзей. После нескольких показов спектакль переносится на сцену Театра на Васильевском и уже с участием профессиональных актеров начинает свою репертуарную жизнь. Так, спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» два года идет с аншлагом – в декорациях и костюмах, придуманных для благотворительной постановки.

Что-то такое можно сказать со сцены, чего никаким другим путем не выразить, считает Чудинов. На днях состоялась 14-я премьера его театра. В этот раз он прокричал с подмостков, как человеку бывает одиноко.

Билеты стоят недешево, но небольшой зал театра «Особняк» всегда забит до отказа. Как и прозрачная кубышка, стоящая при входе. Это публика делает добровольные взносы. Все сборы отправляются в интернат, детям.

«Мы не пытаемся обогреть вселенную, мы должны знать в лицо людей, которым помогаем», – говорит Чудинов.

Предыдущая статья

Финал ежегодного всероссийский конкурса «АтмосфераProfi»

Следующая статья

Расскажи мне про завтра