НедвижимостьНовости

«Гвоздь» программы: в Петербурге восстановят памятник конструктивизма

26 октября АРХКЛУБ СПб, национальный комитет ICOMOS, специалисты компании Setl Group и представители Гильдии журналистов собрались, чтобы обсудить будущее одного из ярчайших памятников авангардного конструктивизма. Здание Канатного цеха завода «Красный гвоздильщик» самое известное сооружение советского архитектора-футуриста Якова Чернихова. «На Невском» выяснил подробности масштабного проекта.

Похожая на железобетонный «гвоздь», возвышающийся над соседними зданиями, эта башня вошла в мировые справочники и учебники по архитектуре. Эффектная и смелая по исполнению конструкция когда-то была одним из самых значимых сооружений Васильевского острова. Построенная в 1930-1931 годы, она чуть было не исчезла в результате масштабной реновации этого района в начале 2000-х годов. Без сомнения, здание требует нестандартного подхода к восстановлению. Поэтому в рамках сессии «Архпром: развитие, сохранение» участники обсудили все возможные варианты использования этого шедевра архитекторской мысли.

Встреча началась с экскурсии по территории предприятия. Подробное обсуждение перспектив проекта продолжилось в конференц-зале гостиницы «Прибалтийская». Модерировал встречу заместитель председателя Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга А.В. Михайлов.

Мария Сергеевна Штиглиц

Надежда на светлое будущее

В числе специалистов, присутствующих на встрече, была Маргарита Сергеевна Штиглиц – известный историк архитектуры, профессор кафедры искусствоведения и культурологии СПГХПА им. А.Л. Штиглица, потомок основателя Академии Александра Штиглица. Она позитивно оценила будущее проекта, выразив надежду, что в ближайшие годы строение обретет новую жизнь.

«Мы видим, что архитектура авангарда сохранилась даже после перестройки здания в середине двадцатого века. Эта многосветная пространственность – то, что нужно сберечь. Здание всегда было производственным, оно не пустовало. Сейчас этот «храм» нужно снова наполнить жизнью, но так, чтобы сохранить «то самое» ощущение, изначальный дух постройки. И мы собрались таким составом именно для того, чтобы услышать разные точки зрения и прийти к единому решению относительно будущего этого шедевра авангарда…»

– отметила Маргарита Сергеевна.

В качестве приоритетного варианта использования участники дискуссии назвали музейное пространство. Однако этот вариант по общему признанию весьма непросто реализовать. Руководство Комитета по культуре Санкт-Петербурга не видит возможности размещения здесь музея. А частному музею в нынешних экономических условиях выжить непросто – вероятность окупаемости очень низкая.

В качестве примеров компания Setl Group представила проекты размещения в «Гвоздильщике» коммерческих и офисных помещений. Также прозвучали варианты супермаркета, фитнес-центра, ресторана, детского центра. Решение еще не принято, но, как удалось выяснить корреспонденту «На Невском», завершение работ планируется в 2022 году.

Тем не менее, вопрос о создании выставочного или музейного пространства остался открытым. Представители инвестора отметили, что учтут мнение участников дискуссии. Окончательное решение о том, каким образом будет реализована экспозиция, примут после согласования всех деталей.

канатный цех

«Канатоходец»

Отметим, что проект достаточно сложный с технической точки зрения. Именно поэтому так важно тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон.

На дискуссии присутствовал председатель Гильдии журналистов, работающих в сфере архитектуры, строительства и сохранения культурного наследия, главный редактор журнала учета вечных ценностей «Адреса Петербурга», журналист Сергей Ярошецкий. Он озвучил позицию архитектора А. А. Чернихова – внука создателя сооружения, президента Архитектурного благотворительного фонда и профессора МАрхИ.

«Я искренне рад, что здание дожило до момента, когда обсуждается его восстановление. Благодарю участников встречи за трепетное отношение к зданию и ценю решимость компании Setl Group».

— Передал слова Андрея Чернихова журналист.

Благодаря участию Сергея Ярошецкого и его коллег в обсуждении, удается соблюсти баланс между культурной и технической сторонами проекта. Поскольку внук великого архитектора не смог лично присутствовать на встрече, очень важно было корректно донести до всех ее участников позицию потомка мастера. Андрей Чернихов заинтересован в максимальном сохранении архитектурных акцентов здания, его сути. Инвесторы же нацелены на эффективное использование площадки, создание максимально интересного и безопасного пространства.

Ярошецкий выступил в роли своеобразного связующего звена между участниками. Протянув, таким образом, прочный канат между историей и современностью, старой башней и ее новым воплощением.

Основные элементы

Совместно с Маргаритой Сергеевной Штиглиц и С. Ярошецким Чернихов обозначил ряд моментов, которые следует учесть при восстановлении. В частности, он высказался о необходимости добавить элементы, предусмотренные когда-то его дедом. Здание должно обрести фонари и антенну, а на главном фасаде нужно разместить рельефные буквы – название сооружения. Четвертым элементом, по словам специалиста, должен стать светло-серый (бетонный) цвет конструкции. Именно таким был первоначальный вариант Канатного цеха по версии Якова Чернихова, но повсеместная экономия внесла свои коррективы.

Архитектор уверен, что соблюдение этих рекомендаций защитит проект от возможной критики.

«Антенна придаст тонкое изящное завершение, а буквы сыграют гораздо большую роль на главном фасаде»

– резюмировал Чернихов.

Профессор позитивно высказался об изменениях, внесенных в ходе реконструкции Цеха в 1970-е годы. Тогда сооружение получило новые фонари, а кровля поднялась на метр-полтора выше старой. Чернихов считает, что общие пропорции улучшились. Продольный фонарь стал видимым. В старом же варианте он был заметен только с определенных дальних точек.

Подойти с умом

Интересное замечание по мнению «На Невском» сделал присутствующий на встрече архитектор, член правления Санкт-Петербургского союза архитекторов И.А. Филимонов. Он поддержал своих коллег-экспертов – Генерального директора НИиПИ «Спецреставрация» И.Л. Пасечника и М.А. Штиглиц, высказав общее мнение о внутреннем оформлении здания.

«Считаю, что не следует использовать в качестве отделочного материала красный кирпич, ставший шаблонным материалом для многих лофтов. Для краснокирпичных фабрик – Газгольдера на Обводном канале или Новой Голландии это естественно и подчёркивает их характер. Но в данном случае мы имеем дело с «бетонным» конструктивизмом, где кирпич будет выглядеть притянутым за уши. Было бы логично использовать новые материалы и технологии, но подчеркнуть авторскую стилистику Якова Чернихова»

– заметил Филимонов.

Он также предложил расположить в новом пространстве инсталляции по мотивам творчества Чернихова.

И.Л. Пасечник в свою очередь заметил, что привлечение к дискуссии широкого круга специалистов существенно повышает перспективность проекта. В качестве примера он привел встречи на ТЭЦ фабрики «Красное Знамя» и в «Севкабеле».

«Создается эффективный противовес скандалам, которые постоянно происходят по случаю приспособления реконструируемых объектов к современному использованию. К сожалению, дилетанты-градозащитники, в отличие от специалистов, не ищут компромисса, а просто останавливают стройку. Профессиональное же сообщество, наоборот, подталкивает инвесторов к участию в перспективных проектах»

– заявил эксперт.

Журнал «На Невском с интересом следит за проектом. И хотя пока окончательное решение не принято, надеемся, что в будущем город обретет новое интересное пространство. Уже сейчас в постройке ведутся противоаварийные работы и подготовка к реконструкции. Будем держать наших читателей в курсе всего происходящего вокруг «Гвоздильщика»!

Предыдущая статья

Ольга Фаворская: «Любовь. Высшая мера»

Следующая статья

Туризм на опережение