КультураТехнологии

Искусства соль и свет

Текст: Елена Невердовская

Нужен инструмент, способный пощекотать увядшие рецепторы нашего воображения. Нужен медиатор. Новый художник. Есть такой. Он создает световые проекции в городской или природной среде, под крышей заводских цехов, храмов промышленной архитектуры. Видеоарт некомнатного масштаба.  

Эпилептикам не входить! 

 
Японский композитор и видеоартист Рёдзи Икеда (Ryoji Ikeda) создает именно такие произведения. Он разрушает пространство и время и делает из зрителя переменную величину, фактор, влияющий на происходящее внутри художественной работы. Мелькает свет, пляшут полоски в ритме электронной неорганической музыки, и кажется, что вот-вот – и сердце войдет со всем в резонанс и просто взорвется. «Эпилептикам не входить!» – предупреждает объявление на двери цеха.  

Я не эпилептик, но могу понять, что в состоянии сделать с душой и телом искусство, поэтому нельзя сказать, что обнаружение имени Икеда в списке участников биеннале проекций LichtSicht05 в немецком курортном городке Бад-Ротенфельде меня сильно обрадовало. Но ожидание не оправдалось: вместо реальности, растворенной в гигантском штрихкоде, можно было увидеть на соляной стене градирни отражение событий, происходящих в универсуме. Зрителю было возвращено его место, не в партере, но на аллее парка.
Radar – так называется последняя работа Рёдзи Икеда, в которой музыкант и художник использовал результаты картирования Вселенной и данные радаров, звуки фиксирующих космическую реальность приборов.  

 

Лабиринты параллельных возможностей 

curator's choice

curator’s choice


 
Расслоением пространства и времени современного Мельбурна на отдельные фракталы, капсулы, в которых перемещаются пойманные в объектив видеокамеры прохожие, австралийский медиахудожник Дэниел Крукс (Daniel Crooks), очевидно, хотел нам показать свой вариант «Сада расходящихся тропок», а именно «Сад параллельных дорог». Медленно проходят по улицам люди, на полпути исчезая за тонкой перегородкой, оказывающейся границей другого измерения. Медленно. Медитативно. Изображение захватывает в плен, как будто утягивая в бездну – то ли ожидания рая, то ли его обещания. Стена градирни из просоленных прутьев черного боярышника как нельзя удачнее подходит в качестве фона для видеоинсталляции, имитируя фактуру обвалившейся штукатурки старинных фресок, придавая современности оттенок произошедшего или никогда не бывшего, но тем не менее недостижимо прекрасного. 
 
 

Уравнение из движения и света 

gever1
 
Нереальное, нематериальное, неисчислимое, непостижимое задевает наше воображение. Свет и вода – кто это там, танцующий в струях фонтана? Эти брызги – материя или обман? Постепенно улавливается ритм: вот из бурлящего фонтана восстановилось тело танцовщицы, а следом, через пару тактов, снова рассыпалось  и вернулось в пучину. Израильский художник и медиадизайнер, разработчик трехмерной графики Эйяль Гевер (Eyal Gever) является автором  этой 3D-симуляции Water Dancer, основой для которой послужил танцевальный перформанс Шарон Эйяль. 

О движении, рождении, смерти, вырождении 25-минутный фильм «Марафон животных» немецкой художницы Rosalie, получившей мировую известность благодаря своей сценографии для «Кольцо нибелунга» (Байрейт, 1994–1998).  10-метровые тени животных – собак, обезьян, скелеты ящеров – выныривают из темноты и растворяются в тумане, оставляя на нашей сетчатке тающие следы. Этот эффект едва ли был достижим, если бы фильм демонстрировался на обычном экране. 

Утверждение, что у всякого воображения слабые мышцы, ошибочно. Биеннале световых проекций в Бад-Ротенфельде (курорт в Нижней Саксонии, Германия, население 7,7 тысячи) доказывает обратное. Это каким воображением надо обладать, каким визионером надо быть, чтобы, увидев градирни соледобывающей промышленности – памятники индустриальной архитектуры 200-летнего возраста, представить их как гигантские экраны для демонстрации искусства.

wilson

Инициатором художественного проекта явился владелец акционерного общества Heristo (пищевая промышленность) Генрих В. Рискен (Heinrich W. Risken). В начале 2000-х был организован фонд, а в 2007-м состоялась первая биеннале, ее куратором, как и трех последующих, был двукратный интендант «Документы» Манфред Шнекенбургер (Manfred Schneckenburger). В 2015 году кураторство перенял медиахудожник и теоретик, директор Центра медиатехнологий в Карлсруэ Петер Вайбель (Peter Weibel). Благодаря его международным контактам в Бад-Ротенфельде можно было увидеть произведения таких звезд, как американец Роберт Уилсон (Robert Wilson) и художник из ЮАР Уильям Кентридж (William Kentridge).

Предыдущая статья

Фрида в любви

Следующая статья

Праздник весны: книги vs реальность [ТАЙВАНЬ]