Город и горожанеПерсоны

Финские дома HONKA: интервью с основателем компании

Компании «РОССА РАКЕННЕ СПб», эксклюзивному дистрибьютору финского концерна HONKA в России, в этом году исполняется 20 лет. Об успехах прошлого и настоящего, о планах на ближайшее и далекое будущее с читателями «На Невском» поделился один из ее основателей Александр Царев.

– С чего все началось?

– Мы в бизнесе фактически с начала 90-х. Занимались поставками продуктов питания, магазинами одежды, много чего было. Пытались, как и многие в то время, с нуля организовать бизнес той или иной направленности. Не могу сказать, что эти попытки были безуспешными, но на каком-то этапе стало понятно, что в том сегменте, в котором мы работали, серьезных перспектив у нас нет.

В середине 90-х родилась идея попробовать организовать поставки финских домов в Россию. Честно говоря, были достаточно большие сомнения. Мы не понимали, насколько это будет востребовано на нашем рынке в силу отсутствия культуры загородного домостроения. Тем не менее, мы рискнули.

В 1995 году начинали со строительства дома-образца: вложили собственные средства, сами построили. Организовали рекламную кампанию, приняли участие в нескольких выставках. На этом этапе появились первые клиенты, которым мы искренне благодарны до сих пор за то, что они нам поверили.

– Как вас восприняли финны?

– Настороженно. Во-первых, мы были молоды, не имели достаточно знаний. Во-вторых, в целом российский рынок начала 90-х по понятным причинам воспринимался с настороженностью, несмотря на то что у Финляндии был достаточно неплохой опыт сотрудничества с Советским Союзом.
Тем не менее, мы их смогли убедить своим собственным энтузиазмом. Ну и с первого дня не дали им возможности усомниться в нашей порядочности и надежности как партнера.

– Насколько динамично развивался ваш бизнес?

– Начинали с поставки комплектов типовых домов. Но очень быстро поняли, что это не тот продукт, который хочет видеть наш потенциальный покупатель. Российскому потребителю в силу его ментальности, типовые конструкции не подходили. Необходимо было предоставить такую опцию, как «индивидуальное проектирование». Стали появляться индивидуальные проекты, необходимо было серьезно заниматься проектированием, начали развивать направление, связанное со строительством: от нулевого цикла до деревянных конструкций, проектирование и интеграция инженерных систем и так далее. После этого появилось желание предложить клиентам и такую востребованную услугу, как дизайн интерьеров. В 1998 году мы поняли, что среди наших клиентов много таких, кто хочет приобретать наши дома, но при этом не понимает, где их строить, на какой земле. В связи с этим мы стали развивать собственную девелоперскую деятельность.

Также пришло понимание того, что не стоит ограничиваться территориально только Петербургом. В 1998 году было открыто представительство в Москве. Последние годы мы достаточно активно развиваем сеть представительств в регионах. В 2007 году появился офис в Уральском регионе – в Перми. Сейчас мы расширили свое присутствие там, открыв офис в Екатеринбурге. Несколько лет назад начали активно работать в Татарстане, появился офис в Казани. В прошлом году открыли офис в Новосибирске. В этом году – в Казахстане. С этим направлением своей деятельности мы связываем большие надежды. Региональное присутствие оправданно и жизненно необходимо, ведь таким образом мы приближаем свои услуги к тем людям, которые в этих регионах живут и которые заинтересованы в деревянном домостроении.

– Кадровый состав компании за 20 лет сильно поменялся?

– Мы начинали в 95-м году командой в несколько человек. А сейчас это порядка 400 сотрудников, работающих на постоянной основе. Многие специалисты благополучно трудятся в компании со времен ее основания. Состав меняется только по факту развития тех или иных новых направлений, появляются новые сотрудники.

– Какой год считаете самым успешным в вашей компании?

– Если говорить про успешность с точки зрения финансов, то для всех в этой отрасли самыми успешными были 2007 и начало 2008 года. Если говорить о вехах развития бизнеса, то знаковым был год открытия офиса в Москве, год принятия решения о развитии девелоперской деятельности. Это те ключевые моменты, которые развернули деятельность нашей компании в правильном направлении. Сегодня девелоперская деятельность занимает практически половину наших усилий, и это одна из определяющих успешности продвижения HONKA в России.

Деревянные дома Honka

Финские деревянные дома Хонка в Юкках

– Какой из ваших коттеджных поселков самый необычный?

– Каждый проект имеет свои характеристики, у каждого есть особенности, связанные с той землей, на которой строится этот поселок, с тем окружением, в котором он существует.

Сегодня мы строим довольно интересный поселок в Завидово Тверской области. Он интегрирован в 400 гектаров респектабельного района с премиальным гольф-полем, яхт-клубом. HONKA Family Club в Юкках уникален своим рельефом. В результате сложный с ландшафтной точки зрения участок сформировал уникальную среду с возможностью строительства домов на склонах и холмах: такой рельеф интересно было обыгрывать. Поселок «Медное озеро» – здесь каждый из 45 домов выполнен по индивидуальному проекту. Это настоящая галерея удачных проектов, которыми мы гордимся, которые считаются лучшими за 20 лет нашей истории.

Если говорить о проекте «Медное озеро – 2», который мы сегодня реализовываем, то это в первую очередь масштабность. Это 46 гектаров земли, где строится более 100 домов. Само название комплекса HONKANOVA Concept Residence на Финском заливе говорит о том, что это особенный проект. Здесь воплощено наше видение мировых тенденциях в области деревянной архитектуры.

– Что у компании сейчас в планах? Может быть, новое направление деятельности?

– В этом году мы открываем собственное агентство недвижимости HONKA Realty. Мы не стремимся занять чью-то нишу и не претендуем на чужой хлеб. Просто за 20 лет у нас сформировался рынок вторичного предложения продукта. К нам обращаются наши клиенты, которые в силу жизненных обстоятельств хотят поменять место жительства. Наше камерное агентство будет оказывать им такие услуги профессионально.

– Ваша компания меценатством, благотворительностью занимается?

– Безусловно. Мы поддерживаем развитие детского спорта, помогаем организовывать детские спортивные турниры. А также оказываем поддержку людям с ограниченными возможностями. Во всем, что связано с их желанием заниматься спортом. Занимаемся культурно-просветительской деятельностью. Уже шесть лет существует учрежденная нашей компанией общероссийская премия «Архиwood», которая вручается за лучшее сооружение из дерева и направлена на поддержку деревянного домостроения в целом. Выпустили несколько изданий, связанных с историей деревянного домостроения в России. Считаем, что это направление жизненно необходимо и нам, и нашим нынешним и будущим клиентам.

– Что бы вы пожелали своей компании, своим партнерам, себе лично в связи с 20-летием?

– Как минимум так же успешно развиваться, не останавливаться на достигнутом. У нас благодарный бизнес, который не уходит в никуда. За нами остается то, что для кого-то может стать семейным достоянием. То, что люди могут с гордостью передать следующему поколению по наследству.

Денис Петров
Предыдущая статья

Экономика России и Китая: куда инвестировать средства?

Следующая статья

Итоги дня высокой парикмахерской моды в "Доме Распутина"