Город и горожанеПерсоны

Интервью Алексея Безобразова: «Аксель» – интеллигентная компания

«Аксель Групп» отмечает двадцатилетний юбилей. В преддверии знаменательного события мы поговорили с Алексеем Безобразовым, генеральным директором этого объединения предприятий, представляющих на Северо-Западе России ведущие компании международного автопрома.


 
Алексей Борисович, вы же не сразу пришли в автобизнес? Как это произошло?
— Я закончил Ленинградский электротехнический институт по специальности «радиотехника», а потом поступил, как это ни странно, в среднее художественное училище при заводе «Русские самоцветы» и стал художником-ювелиром. Причем весьма успешным. Участвовал в выставках, в том числе и за границей. Среди моих постоянных клиентов были звезды балетной и оперной сцены, люди искусства, жены ленинградской и московской профессуры. Словом, элита и богема тогдашнего позднесоветского общества. Но началась перестройка, и все эти люди уже не смогли покупать мои работы. Стали приходить «новые русские», которым нужны были перстни и цепи в палец толщиной. Душа к этому не лежала, хотелось творчества, но жить на что-то надо. И вот в 1995 году мой товарищ предложил мне заняться автомобильным бизнесом. В то время я даже не представлял, что это такое, однако отказываться не стал. Так я стал соучредителем, акционером «Аксель-Моторс», тогда еще дилера Volvo.

«Аксель-Моторс» был очень успешным дилером Volvo, практически лидером по продажам автомобилей этой марки в России. Как и почему вы стали дилером BMW?
— Представители BMW нам сами предложили. Сначала они приехали инкогнито, зашли в салон просто посмотреть, что здесь происходит. Мы, конечно, ничего об этом не знали. Их удивило, что мы продаем четыре сотни автомобилей Volvo в год, а тогдашний дилер BMW – только 65. Походили, посмотрели, поспрашивали и уехали. А потом уже вернулись официально, открыто и предложили нам дилерство. Это вообще уникальный случай, обычно продавец просит фирму дать ему дилерство, а тут официальные представители BMW сами предложили. Мы, честно говоря, согласились не сразу, мы еще подумали…
Так получилось, что с детства, с юности, BMW был моим самым любимым автомобилем. Я мечтал иметь BMW почему-то именно зеленого цвета. Сам не знаю, почему. Мне настолько нравилась эта марка, что как только мы подписали с немцами контракт, я тут же пришел работать сюда, на Шкиперский проток, 21, сначала в качестве заместителя, а потом и генерального директора. Стал уже не только акционером, но и полноценным работником: процентов 70 автомобилей сам продавал – не в кабинете сидел, а спускался в салон и разговаривал с клиентами как менеджер. Мне нравилось это делать, потому что я верил в то, что BMW лучший автомобиль. Мне нравился его дизайн, его история, его сумасшедшее немецкое качество. Мне легко было убеждать покупателей. Плюс удачно так сложилось, что именно в это время, в 1999 году, в Калининграде BMW открыло первое из всех марок производство на территории России.

В портфеле «Аксель групп» целый набор ведущих мировых автомобильных брендов. Есть из чего выбирать, в том числе и молодежи. Ну, юноши и сами справятся, а вот специально для девушек Алексей Безобразов дал несколько «модных советов».
 
BMW – это машина для девушек, предпочитающих эргономичные, аскетичные автомобили, в которых есть все необходимое и все очень строго – как строгое вечернее платье.
Lexus подойдет юным леди, которые любят Versace или Fendi. В нем всякие разные блестящие штучки. Lexus – это «платье со стразами».
MINI – стильный автомобиль, но, к сожалению, не очень популярен у нас. MINI – это модное и немного легкомысленное «платье». Но ни в коем случае не понтовое. Почти все звезды и знаменитости во всем мире владеют этими автомобилями.
Toyota вообще не женский автомобиль, у этой марки продается больше всего джипов – LandCruiser, Prado, немножко RAV4, который и как раз и позиционируется как женский. Но все равно это скорее рабочая лошадка, машина для тех, кто увлекается активным отдыхом, аквабайками.
Volkswagen – истинно народный автомобиль, и этим, похоже, все сказано.

20 лет успешной работы на таком непростом и довольно плотном рынке, как автомобильный, – это, конечно, достижение. А каким вы видите дальнейшее развитие компании?
— Рынок в Петербурге уже заполнен и переполнен, уже перебор, поэтому мы открываем дилерские центры в регионах. Они уже есть в Мурманске и Архангельске. В июне поеду в Архангельск открывать очередное предприятие – это будет центр Toyota. Все эти центры работают по самым высоким современным стандартам продаж и сервиса. Это тоже тенденция: если раньше примерно поровну доход приносили продажи автомобилей, сервис и запасные части, то теперь на новые автомобили приходится только 10 процентов. А хороший сервис – это то, чего не хватает в регионах.

Ни для кого не секрет, что ситуация в экономике сейчас не самая благоприятная. Многие сокращают бизнес или закрываются. Некоторые автопроизводители даже объявили об уходе с российского рынка. И тем не менее вы, наоборот, открываете новые центры. В стране кризис, а вы расширяете бизнес?
— Мы пережили уже два кризиса в 1998-м и 2008-м, это третий. Тяжелее всего было в 2008 году, но мы выжили. Уверен, что и нынешний кризис пройдем спокойно, мы к нему готовы. Более того, несмотря на то что количество продаж уменьшилось, финансовые показатели у нас лучше, чем в прошлом году. Мы вовремя принимаем антикризисные меры. Перестали, например, давать скидки: хочешь – покупай, не хочешь – не покупай. Объясню почему. Раньше у нас были бонусы от производителя за выполнение плана, а сейчас мы заранее знаем, что планов не выполним. Раньше мы продавали автомобили в ноль или даже в минус, понимая, что получим бонусы за количество машин и всё компенсируется. Сегодня этого нет, поэтому нет скидок. Неизвестно, когда кризис закончится, но при такой политике мы пройдем его спокойно.

Сегодня «Аксель Групп» – один из виднейших игроков на петербургском автомобильном рынке. Вы являетесь официальным дилером таких очень разных брендов, как BMW, Lexus, Toyota, MINI, Volkswagen. В чем, по-вашему, секрет успеха компании «Аксель Групп»?
— Тяжело продавать автомобиль, который тебя самого не заводит, как и вообще что-то успешно делать, если на работе «не горишь». Единственная марка, которой у нас нет, но которую мне бы сейчас еще хотелось продавать, это «роллс-ройс». Причем я понимаю, как сложно с этой маркой работать: продажи штучные, клиент особый, но я уверен, что у нас бы получилось. 
Секрет фирмы в командном духе. Никогда у нас не превалировали материальные интересы над человеческими отношениями. Важен был коллективизм, дружба. Вот сейчас перед юбилеем просматривал списки сотрудников и был поражен количеством людей, которые у нас работают больше десяти лет. А некоторые и по двадцать! Создалась прочная команда, и люди не хотят никуда уходить. У нас работает больше тысячи человек и все болеют за компанию, хотят быть лучшими.
Есть разные стили управления. Во многих предприятиях все решения принимает директор, вплоть до телевизора в кафе для клиентов. Я же очень свободно отдаю полномочия своим заместителям. И соответственно требую с них. С любым сотрудником я здороваюсь за руку, с любым мастером, механиком. Для меня коллектив – вторая моя семья. И он отвечает мне тем же.

      Алексей Борисович, последний вопрос. А не жалеете ли вы, что пришлось расстаться с профессией ювелира?
— Сейчас, по прошествии двадцати лет, – нет.  Ювелир – это одиночка, он все делает сам. Автомобильный бизнес – это совсем другой мир. За это время я встретил колоссальное количество разных интересных людей – от оперных звезд до олигархов и государственных чиновников. Да и сам ты здесь как артист – все время как будто на сцене. Это сложно, требует колоссальной энергии и отдачи, но и чрезвычайно увлекательно.

Мне кажется, «Аксель» – компания со своим интеллигентным питерским стилем. 
— А вы знаете, это очень хорошее и правильное замечание.
 

Матвей Циклистов

Предыдущая статья

Royal Evian Resort: красота Франции и королевский отдых

Следующая статья

Дизайнер года - 2015: лучшие среди детей